Методы обучения чтению и наша история

Моя дочурка Люси – замечательный ребенок. Она не хуже обычных детей, просто мыслит немного иначе, что, как я боялся, может стать проблемой при ее обучении в детском саду или в школе.

Детям с особыми потребностями, аутичными чертами или синдромом Дауна тяжело воспринимать информацию на слух. Чтобы выучить новые слова, они должны научиться их читать.

Таким образом, моей целью стало - научить Люси читать.

В первые годы у меня не было возможности нанять специального педагога или отправить дочку детский сад, поэтому я решил учить ее самостоятельно.


Классический или логопедический/звуковой метод


Классический метод обучения детей чтению основан на азбуке. Его еще называют логопедическим или звуковым методом.

Ребенок сначала запоминает буквы, потом учится складывать их в слоги, по слогам читает слова и в конечном итоге – предложения.

Для того, чтобы ребенок был готов к изучению чтения таким способом, важно читать ему вслух книги. То есть к моменту начала обучения чтению ребенок должен иметь определенный словарный запас.

Слушать сказки Люси было интересно, но запоминать слова из них она не могла.

Я попробовал научить дочь буквам по карточкам с картинками.
Она с удовольствием рассматривала их и пыталась повторить сказанное.

Однако, когда мы попробовали начать складывать уже знакомые буквы в слоги, дело остановилось.
Люси воспринимала буквы, как нечто обособленное, не взаимодействующее друг с другом.


Метод Зайцева


Следующим мы опробовали метод Зайцева.
Он учит детей читать по «складам» – пара из согласной с гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква.

Специально для этого метода во многих детских магазинах продаются кубики Зайцева.
Эти «склады» написаны на гранях кубиков, поэтому ребенок учится читать, играя.

Но в кубики играть можно только дома, поэтому для нас этот метод оказался очень медленным и малоэффективным.



Метод Марии Монтессори


Поразмыслив, я понял, что нужно менять подход и решил испробовать метод Марии Монтессори.

Этот метод утверждает, что учиться и развиваться дети должны самостоятельно, без понуканий и в удобное для них самих время.

Задача родителя в этом случае - не упустить момент и создать ребенку обучающую среду с зонами для самостоятельного развития и освоения чтения, математики и других предметов.
А уже дальше ребенок будет учиться сам, без спешки и без скуки.

К сожалению, новые игрушки быстро наскучили Люси.
Она не знала, что с ними делать и быстро отвлекалась на более привычные вещи.

Метод глобального чтения или метод чтения целыми словами


Не теряя надежду, я в очередной раз обратился к интернету и узнал про метод Глена Домана или «Метод глобального чтения».

Этот метод обучения чтению изначально разрабатывался для развития детей с особыми образовательными потребностями с учетом особенностей индивидуальности их мышления.

Глобальное чтение основывается на идее, что ребенок сначала знакомится с целыми словами и только потом разбирает его на слога и буквы.
Уже через несколько месяцев я увидел значительный прогресс.

Ребенку было интересно учиться, результат не заставлял себя долго ждать, а я уже не сомневался в 100% успехе.

Важно отметить - Люси училась читать при помощи планшета и телефона.
Подробнее об этом расскажу в разделе «Гаджеты для чтения».


Сейчас


Люси умеет читать и хорошо разговаривать, но мы не прекратили занятия по методу глобального чтения.
Идеи Глена Домана оказались полезными в изучении иностранных языков.

Об этом приятном дополнении, собственном опыте и сути метода я расскажу в разделах «О методе глобального чтения» и «Гаджеты для чтения» .