пятница, 4 марта 2016 г.

О методе глобального чтения

Как и обещал, расскажу немного больше о методе глобального чтения.

Автором метода глобального чтения считают американского нейрофизиолога Глена Домана.
Его суть заключается в том, что ребенок на протяжении длительного времени регулярно воспринимает зрительно и на слух написанные целиком слова, словосочетания, короткие предложения.

При этом мозг ребенка самостоятельно обрабатывает информацию и вырабатывает технику чтения любых слов и текстов.
Этим способом обучают особых детей врачи Института Развития Человеческого Потенциала в США (Институт Домана).

Проще говоря, глобальный метод обучения чтению, более естественный для детей, ведь он строится по тем же законам, что и обучение устной речи.
Мы же не объясняем ребенку состав слова и правила его изменения по родам и числам, когда учим его говорить.

Мозг ребенка самостоятельно накапливает достаточное количество информации и начинает ее анализировать, искать закономерности.
Именно это стало основой глобального метода обучения чтению и, впоследствии, письму.

У детей с особенностями развития, как у моей Люси, очень сильная зрительная память.
Они воспринимают получаемую информацию целиком, видят ее как на фотоснимке.

Конечно у них очень неустойчивое внимание, но это не мешает им легко фиксировать и запоминать множество зрительных и слуховых образов.


Как я учил Люси


Я занимался с Люси следующим образом.

Я заранее заготовил карточки с короткими словами (ПАПА, ДОМ, КОТ, ЛАПА и т.д.).
Мы занимались 3-4 раза в день по две-три минуты.

В течение нескольких секунд я показывал Люси карточку и четко произносил написанное на ней слово.
За одно занятие я показывал ей около 10 слов, после чего хвалил за усердие и успехи.

Примерно спустя месяц Люси стала не просто молча смотреть на карточки, но и пытаться произнести знакомые ей слова.

Кстати, самое приятное в этом методе то, что она не успевала устать от занятий. Все проходило быстро, легко и весело.

Как я выяснил позднее, очень важно, чтобы занятие не заставляли ребенка перенапрягаться, иначе в них не будет никакого смыла.

Те слова, которые Люси хорошо запомнила я начал заменять на новые. Постепенно мы перешли от карточек с предметами к действиям этих предметов (ИДТИ, СТОЯТЬ, ДУМАТЬ), а потом стали читать и коротенькие предложения (ПАПА ДУМАЕТ, ЛЮСИ ЧИТАЕТ, СТОЛ СТОИТ).


Подводные камни


Эти карточки-запоминалки доказали свою эффективность, но позже стали слабым звеном данного метода.

На их изготовление у меня уходило очень много времени, даже когда я начал делать их на компьютере, а от частого использования они быстро приходили в негодность.
Плюс, заниматься по карточкам в общественных местах (в парке, автобусе, больнице) было не всегда удобно.

Со временем, мне откровенно надоело быть печатным станком карточек и я решил максимально оптимизировать обучение.


Решение проблемы


Первой идеей было составить презентацию и закачать на планшет.
В принципе, она работала, но не так эффективно, как мне хотелось: душа требовала больше функционала.

В результате я решил постараться и сам написал приложение на Android.

Нашел картинки. В озвучке помогли мои друзья и родители друзей Люси. Финальным этапом была проверка приложения учителями с курсов дошкольного развития, где занималась дочка.

Получив 100% одобрение дипломированных специалистов с многолетним опытом, я выбросил карточки и переехал на планшет и телефон.

Программу я назвал Глорид - в английском варианте она известна, как GloRead – мое вольное сокращения термина global reading (глобальное чтение).


https://play.google.com/store/apps/details?id=ef.globalreadingapp&hl=ru

Несомненно, есть и другие аналогичные программы, но я и Люси добились успеха с Глорид.